К 100-летию московского сюрреалиста Юло Соостера (1924 — 1970) в галерее «Веллум» проходит выставка, посвященная его творчеству
Юло Соостер. «Без названия», 1960
Фото
пресс-служба выставки
На выставке представлена графика и живопись Юло Соостера, важной фигуры в истории московского неофициального искусства, созданные им в 1960-е годы. В рамках проекта представлены и иллюстрации художника, — он оформил и проиллюстрировал около 80 книг для девяти московских издательств; и эскизы к мультипликационным фильмам «Стеклянная Гармоника» (1968) и «Внимание! Волки!» (1970).
Юло Соостер. Иллюстрации для журнала «Наука и жизнь».
Фото
пресс-служба выставки
Юло Соостер. «Автопортрет», 1962.
Фото
пресс-служба выставки
Юло Соостера (Ülo Sooster) называют одним из основателей московского концептуализма. А еще — самым европейским из всех советских шестидесятников.
Он родился 17 октября 1924 года на острове Хийумаа в эстонской деревне Юхтри в семье крестьян. Окончил Государственный художественный институт в Тарту.
Был арестован в 1948 году вместе с группой однокурсников, приговорен к 10 годам. После освобождения и реабилитации жил в Москве и работал пожарником, столяром, потом художником.
Он был участником скандально известной выставки, посвященной 30-летию МОСХа, в Манеже (1962).
Юло Соостер умер от инсульта в октябре 1970 года в своей мастерской на Сретенском бульваре. Ему было всего 46 лет.
Фото
пресс-служба выставки
Художник никогда не подписывал свои листы кириллицей — он писал длинное протяжное блюзовое «üüü», похожее на длинные ветви можжевельников, пришедшие из северных сказок. Как мантру, изображал он можжевельник — «героя» преданий и постоянный атрибут древнего пейзажа.
Юло Соостер. «Можжевельник», 1960.
Фото
пресс-служба выставки
Юло Соостер. «Можжевельники», 1964.
Фото
пресс-служба выставки
Юло Соостер совершенствовал хаотичные ветки этого растения, переводил в иероглифы иголки хвойника, пытаясь донести до неба не до конца осознанные стремления. Его можжевельник приобретал формы геометрических фигур, протяжных, как колючая лагерная проволока; он раскрашивал их в неестественные для природы цвета, оставлял скудно-черными, как погасшие глаза старухи, или вдруг всплескивал многоцветными сполохами.
Второй любимой темой Юло Соостера был шумерский миф о сотворении мира из яйца. Образ космоса, бесконечной вселенной, загадки которой всегда волновали художника.
Юло Соостер. «Можжевельник. Он и она».
Фото
пресс-служба выставки
Юло Соостер. «Пейзаж», 1961.
Фото
пресс-служба выставки
Куратор проекта Любовь Агафонова проводит выставки и издает книги, посвященные творчеству этого художника на протяжении многих лет. «Соостер — словно мужчина северной Эдды, языческий воин с холодным сердцем европейца, живущего в замкнутом пространстве между морем, за лесом, там, где вокруг какие-то непонятные иные, будто из едва уловимого в волшебной сказке — отголоске мифа, хранящего память о прежней Родине, за далекими планетами, куда и посмотреть нельзя, — говорит она. — Оттуда эти яйца, египетские тайные знания, смыслы… Оттуда эти можжевельники, удивительные конусообразные деревья, фантастические в своей геометрии, оттолкнувшиеся от футуризма, предреволюционной пластики в русском искусстве начала ХХ века».
Когда: 17 октября — 1 декабря 2024 года
Где: Москва, галерея «Веллум»
Юло Соостер. «Яйцо», 1961.
Фото
пресс-служба выставки
Юло Соостер. «Яйцо», 1962.
Фото
пресс-служба выставки
Елена Игумнова