Каменностровский театр — памятник русского деревянного зодчества периода классицизма. Почти сто лет назад заядлый театрал, журналист и писатель Георгий Полилов-Северцев с ностальгической нежностью назвал его «Старинный храм Веселья».
Каменностровский театр сразу после открытия в 1827 году.
Петербургские острова не всегда были тихим уголком для неспешных прогулок. С XVIII до начала XX века они каждое лето становились центром светской жизни: сюда переезжал императорский двор и вся высшая знать. В 1827 году на Каменном острове по приказу Николая I архитектор Смарагд Логинович Шустов построил летний деревянный театр. По легенде он был возведен за 40 дней и рассчитан всего на семь сезонов. В день открытия, на котором присутствовал сам император, давали два представления: утром — оперу-водевиль и комедию, вечером — музыкальный концерт и балетный дивертисмент.
Каменноостровский театр, середина 1970-х годов.
Фото
wikipedia.org
Несмотря на скромные размеры здания, глубина и обширность сцены позволяли театру иметь разнообразный репертуар — здесь ставили драмы, комедии, балеты и оперы. Подъемный пол давал возможность устраивать блестящие балы и маскарады. Николай I, имевший летнюю резиденцию на соседнем Елагином острове, полюбил этот театр и часто приходил пешком через мост на вечерние спектакли.
Зрительный зал после реставрации. Восстановлен серо-голубой оттенок стен — в старину его называли «цвет белой ночи». Сцена с реквизитом подготовлена для драматического спектакля: она поднята, а оркестровая яма перекрыта.
Фото
Игорь Сычев
Николай I приходил на вечерние спектакли пешком из своей летней резиденции
Фойе появилось после реконструкции. Раньше его заменяла терраса перед театром.
Фото
Игорь Сычев
В 1844 году была проведена первая реконструкция. Архитектор Альберт Катаринович Кавос подвел под здание каменный фундамент, полностью переделал зрительный зал и сцену, добавил театральную атрибутику на фронтоне и украсил деревянный фасад имитацией кирпичной кладки. Вплоть до конца XIX века здесь проходили почти все премьеры Александринского театра.
Подъемно-опускные платформы и площадки, изготовленные в Италии, позволяют за считаные минуты полностью модифицировать сцену и зрительный зал. Комплекс работ был выполнен компанией «Театрально-декорационные мастерские».
Фото
Игорь Сычев
Вторая серьезная реконструкция состоялась уже в XXI веке. Внутри деревянного здания появился современный трансформируемый театральный зал, уютное фойе и подземные пространства с кафе, гардеробом и помещениями для сценической техники. Сегодня, как и в старину, здесь не только дают спектакли, но и устраивают приемы и балы. Веселье продолжается!
Фрагмент фронтона. Символ императорских театров — лира под короной — присутствовал еще в первоначальном проекте С. Л. Шустова.
Фото
Игорь Сычев
Галина Сычева