В мире, где мебель и декор выпускаются миллионами экземпляров, особую ценность приобретают вещи, созданные руками мастеров в единичном варианте. Это не просто тренд, а ответ на утомленность людей однотипными пространствами. Все чаще интерьер становится не просто функциональной средой, а арт-объектом, в котором важна каждая деталь.
Этот сдвиг в сторону индивидуальности был особенно заметен на недавней выставке Maison&Objet в Париже, где главной темой стал сюрреализм. Дизайнеры исследовали границы между искусством и интерьером, доказывая, что пространство может не только обволакивать человека, но и вызывать эмоции, рассказывать истории, вступать в диалог с владельцем.
Такая философия близка Филиппу Старку, французскому архитектору, создателю интерьеров и предметов мебели и декора. Он отмечал: «Для меня как дизайнера важно не то, что вы видите. Важно то, что вы чувствуете и как поступите с этими чувствами»
В своих проектах Старк всегда стремился выйти за рамки привычного, интегрируя авторские текстуры, необычные материалы и сложные формы. Поэтому созданные им пространства визуально впечатляют и вызывают эмоциональный отклик.
Насколько этот подход находит отражение в работах наших соотечественников и близок ли он российской аудитории?
Дмитрий Мудрогеленко, сооснователь студии DZM, разделяет подход эмоциональной эклектичности. Кстати, он один из немногих, кто работал с Филиппом Старком напрямую. Это была совместная работа над проектом «Леонтьевский мыс», где Старк разработал дизайн общественных зон, входных групп и внес свой вклад в оформление фасадов.
«Ему нужна была сказка — Нева, скованная льдом. Изначальный образ, который он представлял себе, зависел от времени года, от погоды, от особенного северного света. В Париже или Лондоне снег — редкость, и именно это делает архитектуру Петербурга абсолютно уникальной с визуальной точки зрения.
Цветные фасады — жёлтые, изумрудные, чайно-розовые — и золотые шпили с куполами на фоне ослепительно яркого неба и солнечных бликов на снегу создают неповторимую картину, которая живёт в памяти, как ожившая гравюра.
Его подход к дизайну, умение интерпретировать пространство и создавать впечатления оставили сильный след и, безусловно, повлияли на мое видение», — отмечает Дмитрий.
Эта философия нашла отражение в авторском стиле петербургского архитектора — новой эклектике, где классические элементы органично сочетаются с современной пластикой и индивидуальным прочтением пространства.
«Новая эклектика — это не просто выбор материалов. Это способ сделать пространство живым, наполненным смыслом, где каждая деталь передает идею».
Каждый из ниже представленных интерьеров представляет собой самостоятельную историю, в которой рукотворность играет ключевую роль. Объединяющим элементом всех этих проектов является глубокая проработка деталей, процесс создания и стремление сделать интерьер частью художественного повествования.
Так, например, в спальне резиденции Bijou использованы обои по литографии Fornasetti с утонченным рисунком, который сочетает динамику волн и мягкость облаков. Такой дизайн добавляет пространству глубину и ощущение плавного движения. Эти обои создаются по сложному процессу: сначала разрабатывается композиция, затем накладываются слои краски, а затем выполняется финальная отделка. Важным элементом стал торшер Bibliotheque Nationale, созданный Филиппом Старком для Flos, который объединяет эстетику и функциональность.
В проекте La Foret (Крестовский остров, Санкт-Петербург) обои тоже тщательно прорисованы художниками с высокой точностью и вниманием к деталям. Потолок украшает лепнина в стиле Тюдор, выполненная мастерами по авторским эскизам, с тщательной проработкой каждого элемента, что делает процесс крайне трудоемким. Буазери, спроектированные специально для этого интерьера, демонстрируют искусство столярного дела, а в процессе создания декора- тивных панелей использованы традиционные техники резьбы, обработка натуральных материа- лов, полировка.
Дополнительно в интерьере использован оникс с подсветкой, каждая плита которого подбиралась индивидуально и обрабатывалась мастерами, чтобы создать эффект мягкого свечения камня.
Все эти проекты отражают кон- цепцию strong design, которую Дмитрий Мудрогеленко осознал после работы со Старком.
«Strong design — это принцип всевластвующего превалирования концепции над всем остальным. Он, как кольцо власти, подчиняет себе пропорции, оси, поверхности, микропластику. Он проявляет себя по принципу фрактала — от крупного к меньшему, создавая одно сущностное ядро. От градостроительного решения к фасадам, далее — к общим интерьерам и внутренним дворам, далее — в частную жизнь».
Таким образом, индивидуальность интерьера заключается в том, что каждый элемент в нем создается с участием мастера, который вкладывает в свою работу уникальный подход и видение. Это не просто следование шаблонам — каждый штрих и деталь являются результатом творческой мысли, связанной с конкретной идеей.
Подобные интерьеры не могут быть массовыми или тиражируемыми, ведь каждый объект — отражение мастерства, которое невозможно повторить. Именно поэтому такие проекты уникальны и дороги: они создаются с глубоким вниманием к каждой детали и только для одного конкретного пространства.